Благотворительность в религии

Милосердие, сострадание, готовность помочь ближнему…

Именно эти чувства делают нас ответственными и человечными личностями, а не бездумными и жестокими существами, представляющими высшую ступень эволюции живых организмов. Все основные религии, которых придерживается человечество, стали своеобразными руководствами по морали и нравственности, побуждая своих последователей становится отзывчивыми и добрыми, поддерживать нищих, сирот, калек и всех тех, к кому судьба оказалась не так благосклонна. Рассмотрим, как милосердие и благотворительность показаны в основных религиях: христианстве (православии) и исламе.


Христианство (православие).

В Византии основы церковной благотворительности были заложены еще на первом вселенском соборе, проходившем в Никее. Архиереев обязали самолично курировать оказание медицинской помощи инвалидам, сиротам и неимущим гражданам. Благотворительность осуществлялась на всех церковных уровнях (приходском, монастырском, епархиальном), а лицам, занимавшимся ею, давались налоговые льготы. В монастырях и приходах воспитывали и кормили сирот, лечили инвалидов, давали временное пристанище нищим. Очень часто для неимущих и инвалидов проводились благотворительные обеды.

В средневековой Руси благотворительность зародилась, как система после принятия христианства. В 996-ом году в Киеве, князь Владимир, официально установил в обязанности духовенства организацию помощи и поддержки («общественное призрение»). Он установил десятину от всеобщих доходов, которая шла на содержание больниц, церквей, богаделен и монастырей. С тех пор, в течение множества веков, монастыри и церковь стали сосредоточием социальной поддержки убогих, больных, сирот и стариков.

Благотворительность христианство подавало, не только как вспомогательный способ благоустройства общества, но и как условие личной здоровой нравственности. Она, как объясняли святые и духовные пастыри, была нужна больше дающему, чем берущему. Целительная сила подобной милости была не только в том, чтобы утешить страждущего и помочь ему, уделяя неимущему часть собственных средств, но и чтобы прочувствовать всю глубину его страданий и слез и самому ощутить часть той боли, прививая себе чувство человеколюбия.

Сегодня в РПЦ только на территории РФ функционирует около 3 тысяч социальных инициатив и проектов. Работают более сорока богаделен являющихся приютами для стариков, 90 приютов для сирот и детей, по каким-либо причинам оставшихся без собственных родителей. Созданы 18 приютов для беременных и женщин с детьми, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, РПЦ основало (или поддержало создание) 62 центра, где проходит реабилитация лиц пристрастившихся к наркотикам. За инвалидами и больными в больницах и дома ухаживают более 2,5 тысяч сестер милосердия. В целом, надо отметить, что традиции милосердия и благотворительности достойно продолжаются сегодняшней РПЦ.


Ислам.

Сегодня благотворительность в исламе – это обязательное занятие каждого правоверного. По канонам Ислама – помощь человеку, испытывающему страдания или попавшему в беду, это одна из форм служения Аллаху.

С момента возникновения этого религиозного вероучения, многие правоверные оказывали помощь неимущим и инвалидам, содержали сиротские приюты и поддерживали стариков.
Благотворительность в исламе состояла из четырех направлений:
- безвозмездная (она оказывается абсолютно добровольно) в виде милостыни, разнообразных пожертвований и подарков;
- оплата (беспроцентная) долга нуждающегося;
- выплата закята (процент от ежегодного дохода при некоторых обстоятельствах);
- вакф. Это вечное пожертвование. Оно считается наиболее почитаемым видом благотворительности, так как имущество используемое таким образом может приносить постоянный доход длительное время.
Ислам делит благотворительность, на ту которую мусульманин осуществляет «от чистого сердца», и на обязательные отчисления (закят), которые предписывается производить всем правоверным. Второй вариант считается одним из «столпов» данной религии. Благодаря «закяту» осуществляется налог на «богатство», а собранными финансами поддерживают сирот, бедных, больных и инвалидов. Считается, что с его помощью богатство и собственность плательщиков такого «налога» очищаются. Эта практика в исламе работает и сегодня.