Наладить контакт: что У НИХ в голове?

«Что у них в голове? Как они видят этот мир, видят ли меня, если я обращаюсь к ним? Как понять, хорошо ребенку, плохо, как общаться?» Такими вопросами и тревожными мыслями поделился один из наших новых друзей-волонтеров во время поездки к подопечному ребенку с диагнозом ДЦП. И я задумалась. А ведь действительно! Эти и множество других вопросов возникает в голове людей, когда они впервые сталкиваются с особенными детьми – будь то ребенок с ДЦП, аутист или слабо-видящий/слышащий. Первая эмоция – шок, ступор, непонимание, что делать и как говорить с таким ребенком. Сегодня мы стали цивилизованнее, гуманнее в выборе слов: на смену обреченному «ребенок-инвалид» пришли корректные синонимы «особый ребенок», или ребенок с ограниченными возможностями. Мы научились казаться воспитанными, но вот как быть в общении с подобным человеком, тем более маленьким, до сих пор не знаем. Поэтому покопавшись в интернете и пообщавшись с психологом, я решила составить небольшие инструкции, как налаживать контакт с особенными детьми.


ДЦП: внимание – обычному общению
Одной из главных проблем, которую испытывает ребенок с параличом – это отношение к себе, как к «белой вороне», которая обязательно хуже других. Такие дети в большинстве случаев ненавидят жалость, сквозящую в возгласах окружающих типа «несчастное, бедное дитятко». Поэтому самое главное при налаживании контакта с такими малышами – дать им возможность почувствовать себя обычными, самостоятельными людьми, а не жертвами злого рока.
В общении воспринимайте маленькую личность, а не ее диагноз, обращая внимание на смысл слов, а не неконтролируемые движения. Кстати, о последних. Они никак не связаны с душевным состоянием малыша, поэтому не нужно постоянно говорить что-то типа: успокойся, не нервничай.
Но наблюдать за ребёнком очень важно. За теми сигналами, которые он нам посылает. Даже если это стереотипные движения – мы знаем, что этот ребёнок все время раскачивается или руку ко рту тянет. Но в каждом таком действии очень много информации – он рассказывает то, чего ему не хватает. Может быть, ему не хватает каких-то тактильных стимулов: например, он у себя плохо чувствует область вокруг рта, тогда он может очень сильно эту область на себе царапать. Или другой ребёнок, допустим, раскачивается или вращает головой или скрипит зубами – это нехватка вестибулярных стимулов.
Главные правила при общении – предупреждать о своих действиях, о том, что сейчас будет происходить. Причём предупреждать тем способом, который ребёнку будет понятен. И хорошо начать обращаться к ребёнку издалека, чтобы ваше появление не было слишком неожиданным. Если мы собираемся дотронуться до каких-то частей тела – тоже предупреждайте об этом и смотрите на реакцию. Можно использовать какой-то предмет-символ. Например, если вы предлагаете поиграть – покажите ребёнку мячик, а если кушать – покажите ложку.
Всегда говорите одинаковыми, простыми словами, не произнося лишних слов. Когда разговариваете с ребёнком, то находитесь с ним на одном уровне, чтобы он нас видел…

Инвалид по зрению: тонкости общения
Чтобы на миллионную долю приблизиться к пониманию того, как живет слабовидящий или слепой ребенок, достаточно завязать глаза непроницаемой повязкой и попробовать жить нормальной жизнью. Сразу пропадут мысли о том, чтобы сделать вид, что все, как всегда – захочется не только общаться, но и сделать нечто большее. Как?
• расскажите малышу во время прогулки о том, что вы видите, что вас окружает в обычной манере беседы о собственной жизни – просто будьте собой;
• если идете вместе, не нужно вцепляться в ребенка, словно голодная собака в кость, шагайте в привычной манере, как вы это делаете с обычным малышом;
• уделяйте особое внимание обращение по имени, особенно если рядом находится несколько человек, ведь дитя не видит взгляда, обращенного к нему;
• не бойтесь слова «смотри», не нужно виновато замолкать, споткнувшись на нем, не зная, что делать с возникшей паузой. В большинстве случаев люди воспринимают это слово абсолютно адекватно, потому что привыкли видеть «по-своему» – руками;
• при нахождении в незнакомом месте, дайте время маленькому человеку освоиться, помогайте ему собственными рассказами о местонахождении предметов и ни в коем случае не принуждайте насильно к каким-либо действиям типа «ты лучше посиди здесь»;
• говорите конкретно, избегайте общих фраз типа: стул стоит «вон там», замените на «он стоит у окна, слева».

Проверка «на слух» души
В зависимости от степени проблемы, существуют свои особенности общения с ребенком инвалидом по слуху. Общие же принципы ведения беседы таковы:
• помните, что слабослышащий или глухой ребенок не всегда может понять, что к нему обращаются. Поэтому прежде, чем что-то сказать, коснитесь плечика малыша или возьмите его за ручку;
• обязательно смотрите в глаза при разговоре, по вашему выражению лица, мимике, жесту ребенок успешно компенсирует недостающую информацию;
• старайтесь разговаривать с максимальной ровностью и четкостью, емкими и несложными фразами для того, чтобы малыш научился понимать вас по губам;
• при разговоре через переводчика, смотрите на говорящего, а не его дублера;
• главное, как бы парадоксально это ни звучало: не орите, срываясь прямо на визг! Несмотря на потерю слуха, детки могут сохранить повышенную чувствительность к громким звукам.

Аутизм, проблемы с речью: навстречу гению
Практически всем известно, что общение с аутистами – одна из самых сложных проблем ввиду замкнутости таких детей, сосредоточении на своем собственном мире, в который трудно попасть постороннему. Улучшить ситуацию можно только одним способом – стать своим, дав ребенку время привыкнуть к себе. Ни в коем случае не стоит при этом навязываться, предлагайте «себя маленькими порциями», просто будьте рядом, делая крохотные шаги навстречу. Альтернативный способ общения в таких случаях – разговоры картинками, карточками, альбомами или посредством современных мобильных технологий.
Из-за непонимания окружающих, невозможности выразить свои желания или физического дискомфорта, который вызван повышенной сенсорной чувствительностью, ребенок-аутист может проявлять агрессию, срываться на крик и слишком нервничать. В таких случаях лучше оставить его в покое, наедине с собой.
Если рядом ребенок с проблемами с речью – будьте терпеливы. Проявляйте терпение, дослушивайте ребенка даже при самых больших трудностях, стараясь не перебивать, не ускорять/замедлять и не стараться закончить фразу за него. При этом очень важен зрительный контакт. Если ребенку проще общаться в письменной форме, не отказывайтесь от подобного варианта.

Подводя итоги, следует отметить, что вне зависимости от диагноза, принципы особого политеса одни: принятие ребенка в качестве полноправного члена общества, у которого в мире своя роль и которому нужно всего лишь преодолеть небольшие стены из физических и психологических барьеров. И задача окружающих в данном случае – помочь в этом. А не строить очередную стену, имя которой – равнодушие.

У нас в институте (педагогическом) было несколько занятий по психологии и педагогике, как работать с такими детьми. Это очень страшно.
Многое зависит от темперамента родителей.
Ужас какой, мне даже рядом стоять было бы не приятно :(((
А что неприятного? Я занималась как-то с такой девочкой. Ребенок как ребенок. Слышала она плохо, смотрела на мир через толстые очки, ноги не ходили, но! интеллект был совершенно нормальный (дай бог такого многим непарализованным).
Вы совершенно правы, прежде чем идти к особенным детям, надо почитать материалы, как правильнее находить с ними контакты, изучить методики
Да в принципе, хорошо бы еще и с просто обычными детьми так обращаться.
а то вместо человека видят объект для воспитания, а потом удивляются, почему выросшие дети их так ненавидят..
В идеале так и должно быть. Учат, рассказывают. Но на практике не всегда это удается.
Даже само понятие здоровья не всегда легко определить.
не привели Господь столкнуться с таким явлением!
Можно просто начать с того что воспринимать детей как маленьких взрослых и тогда прощу их будет понять.
Родителям точно нужно проходить какую-то подготовку, чтобы грамотно растить особенного ребенка.
Почаще таких детей обнимать надо и гладить по голове, и вообще всех детей.
У меня двоюродный брат. Общаемся нормально.
Тяжела доля ухаживающие за инвалидами. Надеюсь главный б-г отсыплет им в карму от души.
С больными детьми работать очень трудно, не каждый сможет
парнишка с дцп ухаживал за моей дочей в детстве
нужно проходить специальную подготовку для такого.
те, кто работает с таки мидетьми просто герои
Зависит от человека - не каждый сможет общаться с особенными детьми.
Иной раз с ребенком "нормальным" мозг сломаешь пока поймешь как общаться.
Я вот сейчас прочитал и подумал, что эти тонкости лучше знать каждому. Просто потому, что с такими детьми можно встретится в жизни, не только в специализированных учреждениях.